Задание 2. Тема текста - особенности работы учителя, состояние и проблемы профессии сегодня. Рассуждение - один из самых сложных типов текста, ведь, по мнению исследователей, в результате цепи умозаключений, он должен сформировать новыю мысль, новое знание. При этом в рассуждении выделяют такие части, как посылка, иногда после нее следует разъяснение посылки, затем - основная часть, в которой происходят основные логические процессы, и, наконец, вывод, который необходимо соотносить с тезисом. Структура основной части, в свою очередь, состоит из тезисов и аргументов, демонстрации, иллюстрирующей их справедливость. Чтобы отредактирвать текст-рассуждение, нужно спрева установить особенности его структуры, последовательность тезисов и аргументов, следующих за ними, при этом жирным шрифтом выделены основные смысловые блоки, на которые делится текст. 1. Посылка текста - учительский труд многогранен, повторимся, что посылка должна быть соотнесена с выводом. 2. Основная часть: Профессия педагога - самая распространенная профессия квалифицированного труда в нашей стране. Более половины составляют школные учителя. Из числа педагогов вышло немало крупных политических и общественных деятелей страны+ их прекрасные половины. Здесь нарушается закон тождества, сперва говориться о педегогах вообще, заетм - о школьных учителях, потом - снова о педагогах. И разговор до промежуточного вывода, все время меняет свой предмет. То есть автор не определился в терминах. Массовость противопоставляется высоким требованиям к учительскому труду. Профессия входит в десятку по эмоциональным нагрузкам. От преподавателя нужна постоянная экспрессия. Педагог должен вести детей за собой. Преподаватель должен быть профессионалом в своей конкретной области. Утверждение не вытекает из предшествующего текста, нарушен Закон достаточного основания. Только тогда он сможет сконцентрироваться на аранжировке содержания урока. - Данный аргумент никак не подтверждает тезис. Поведение преподвателя должно соответствовать тем трбованиям, которые он предъявляет к своим ученикам. Нацеливая ребят на жизненные идеалы, педагог сам постоянно испытывает противодейстивие жизни вне школы. - в этом высказывании вводится тема сурово й внешкольной действительности, то есть «социального интерьера», о котором говорит автор. Учитель должен нейтрализовать этот разрыв и у учеников. Сделать это можно, если только педагог по-настоящему любит своего ученика. Любить ребенка нелегко, даже сидя в мягких тапочках на диване. - Предложение « Ребенка не всегда легко любить, даже сидя дома в мягких тапочках на диване» неграмотно. Прежде всего нарушена лексическая ошибка, сочетаемость слов - любить в тапочках на диване, ребенка не всегда легко любить. Другая ошибка - неуместное употребление слова иностранного происхождения «имплицитно», лексическая ошибка. Промежуточный вывод:УЧИТЕЛЬ - одновременно пеагог. Мудрец, психолог, друг, актер, дипломат в одном лице- промежуточный вывод соотносится с посылкой текста. Не каждый педагог является идеалом- этот смысловой кусок несколько противоречит предшествующему тексту, в котором преподаватель становится настоящим героем. К тому же, он никак не раскрывается в последующем тексте. То есть рассуждение становится отрывочным, нарушается закон тождества. В ситуации экономического кризиса семья занята зарабатыванием денег, а те мамы и папы. Которые хотят помочь ребенку учиться, подчас не могут осилить школьные программы. (Высказывание о том, что «семья становится плохим момощником учителю» не обоснованно данной нам аргументацией. То есть все семьи мы мажем черной краской - или они вообще не занимаются ребенком, или не способны им заниматься хорошо. .) Получается, что следующая установка о том, что учитель остается один на один с учеником - ложная: «Поэтому детьми сегодня занимается только школа». Заменить семью учитель и школа не могут и не должны. - утверждение противоречит предыдущим тезисам. Закон противоречия. Социальный интерьер и демократизация образования могут уничтожить профессиональный портрет учителя. - тема демократизации образования вводится под занавес представления, никак не обсуждалась в основной части, обращение к ней необосновано - Закон достаточного основания, закон тождества. ВЫВОД: Сегодня России нужна государственная программа в отношении учителя, которая могла бы скорректировать издержки реформирования системы образования в демократическом обществе. - Мало того, что от рассказа о нелегком учительском труде автор перелетел на вопросы реформирования системы российского образования, он нарушил основное правило рассуждения - посылка должна соотноситься с выводом. К тому же, в результате рассуждения никакого нового знания читатель не получил, как представитель своего типа текст несостоятелен. ИСПРАВЛЕННЫЙ ВАРИАНТ. Не потерять разумное, доброе, вечное, которое у нас осталось… Профессия преподавателя всегда и везде была особенно важной и трудной. Ведь кто, как ни учитель мог во все времена соединять в себе столько разных качеств - выкладываться, как актер на сцене или как ритор, концентрировать на себе внимание аудитории, тонко чувствовать своих учеников, как настоящий психолог и нейтрализовывать конфликтные ситуации, как настоящий дипломат. Но так уж сложилось, что у русского учителя - особый статус. Вспомним хотя бы основателя колонии для несовершеннолетних преступников Антона Макаренко, Виталия Закруткина, который был не только писателем, но и готовил молодых преподавателей в ростовском педагогическом, а Василий Жуковский известен не только как поэт, но и наставник будущего императора Александра Второго. Требования к школьному учителю и по сей день остаются очень высокими, но удерживать планку в меняющемся мире новой России сегодня все труднее. Ведь, формируя у ребят определенные ценностные ориентиры и установки, нацеливая их на добро, честность и справедливость, учитель постоянно испытывает противодействие жизни вне школы и внутри нее. И убедить детей в том, что каким бы резким ни был разрыв между идеалом и действительностью, нравственность - главное, к чему нужно стремиться, - эта нелегкая задача и ложится сегодня на учителя. Но не только она. Исчезают бесплатные спортивные секции, клубы, дворцы пионеров, оборвалась традиция шефства. Вот и получается, что учителям приходится заниматься с детьми и после занятий, заполняя то время, когда родители учеников зарабатывают деньги на достойную жизнь для себя и своего ребенка. И это тогда, когда учительские зарплаты становятся все менее достойными, а школу захлестнула волна «демократизации образования». Как это ни печально, одна из самых уважаемых в нашей стране профессий обесценивается, и чтобы прекратить этот постыдный для нас процесс необходимы не отдельные законы, а целостная государственная программа реформирования системы образования.